Страничка учителя-логопеда
12.01.2021
Выступление на РМО учителей-логопедов Таштагольского района
"Использование игрового компонента на подготовительном этапе к
формированию правильного произношения у дошкольников с ОНР" (Открыть)
·
Беседы с родителями будущих первоклассников (Открыть)
·
Игры на развитие фонематического восприятия (Открыть)
·
Особенности развития речи у девочек и мальчиков (Открыть)
·
Развитие речи детей от 3 до 7 лет (Открыть)
·
Развитие речевого дыхания у детей (Открыть)
·
Скороговорка поможет правильно и красиво говорить (Открыть)
·
Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие
ребенка (Открыть)
Большакова С.Е. Формирование мелкой
моторики: Игры и упражнения (Открыть)
В книге рассматриваются проявления и
причины нарушений сложно-координированных движений рук. Предлагаются тесты для
обследования состояния общей и мелкой моторики, произвольного торможения,
статической и динамической координации, координации движений рук и ног. Даются
рекомендации для организации занятий. Основная часть пособия занята играми с
учетом возрастных особенностей детей.
Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Пальчиковая гимнастика (Открыть)
Книга предназначена, прежде всего,
для того, чтобы помочь поставить детям правильный почерк, Упражнения, собранные
в ней, дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость,
подвижность, а весёлые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение.
Костыгина В.Н. БУ-БУ-БУ.
Артикуляционная гимнастика для самых-самых маленьких (Открыть)
Книга для детей от двух лет с
забавными историями про Язычок.
Из опыта работы:
Очень часто, на
логопедических занятиях требуется показать ребенку или его родителю, как
правильно располагать язык, смыкать зубы, чтобы воспроизвести тот или
иной звук. Объяснять логопеду приходится на «пальцах». Маленькие дети и
их родители, далекие от логопедии, вряд ли нас поймут. Приходится занятие за
занятием объяснять, как делать все правильно.
Чтобы уйти от этой проблемы, я предлагаю вашему вниманию
универсальное логопедическое пособие - «Говорун», оно может
использоваться в разных возрастных группах в период работы над артикуляционным
аппаратом, постановкой и автоматизацией звуков, обучения грамоте.
Игрушка - артикуляционный
аппарат «Говорун»
Цель: знакомство с артикуляционным аппаратом; демонстрация точных движений артикуляционного
аппарата; развитие мелкой моторики пальцев рук.
«Говорун» изготовлен на основе мягкой игрушки, со встроенным в
него артикуляционным аппаратом, вызывает у всех детей, без исключения, сначала
удивление, потом восторг. У детей появляется желание потрогать своими руками
«Говоруна», заглянуть ему в рот, проделать нехитрые манипуляции с
язычком, что в дошкольном возрасте способствует положительному эмоциональному
настрою на занятие.
Уже на первом занятии, тема которого «Знакомство с органами артикуляционного
аппарата и их основными движениями», мы можем добиться поставленной цели:
познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата – ртом,
губами, языком, нёбом, зубами и основными движениями языка (поднимать язык
вверх, опускать вниз).
Уже на подготовительном этапе
постановки звука «Говорун» оказывает огромную методическую помощь. Можно
показать детям следующие виды артикуляционных упражнений:
Спокойное открывание и закрывание рта.
Подъем языка за верхние зубы.
Касание кончиком языка нижних резцов. Чередование движений языка вверх и
вниз.
«Лопатка», «Горка», «Кошечка», «Качели», «Часики» и другие за
исключением упражнений с вытягиванием губ.
«Говорун» способствует положительному эмоциональному настрою на
занятие. При помощи дополнительного языка-варежки выполняются артикуляционных
упражнений с элементами биоэнергопластики (артикуляторные упражнения проводятся
одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем
обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ). Сочетание движений речевого
аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации,
произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов,
необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
Результат не разочарует вас: 1)вам просто управлять языком и
комментировать действия словами, 2) дети просто в восторге от «Говоруна» с
движущимся язычком. Теперь каждая зарядка для язычка превратится в интересную
игру.
Логопедические игры с песком и водой
22.06.2021
Игры с песком - одна из
разновидностей игровой терапии. Принцип "терапии песком" был
предложен Карлом Густовом Юнгом, основателем аналитической терапии.
Естественная потребность ребёнка "возиться" с песком, определяет
возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но
и логопеду.
Игры с водой помогают снизить
тонус и уменьшить напряжение пальцев рук, повысить их работоспособность,
увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в
формировании необходимых умений и навыков (умения пользоваться ножницами,
карандашом, делать поделки и т.д.) для обогащения словаря ребёнка сопровождать
эти игры песенками, потешками, игрушками, ознакомлением со свойствами
предметов.
Важно, что игры с песком и водой открывают потенциальные возможности
ребёнка, развивая его творческий потенциал и фантазию.
Артикуляционные
упражнения:
"Лошадка" Щелкать языком,
одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, "скакать" по песку
или воде.
"Индюки" Языком быстро
облизывать верхнюю губу со звуком "бл-бл-бл", пальцами в такт
движениям языка двигать в толще песка или воде в том же направлении.
"Качели" Языком
ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движения
языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
"Часики" Языком
ритмично двигать в право-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт
движения языка в том же направлении по песку или воде.
"Накажи непослушный язычок" Губами
ритмично шлёпать по высунутому языку со звуком "п-п-п", ладонью
ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.
Развитие диафрагмального дыхания.
Перед началом работы по развитию дыхания
необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
* Набираем воздух через нос, не подымая плечи.
* Надуваем живот "шариком".
* Выдыхаем медленно и плавно.
* Стараться дуть так, чтобы воздушная струя была очень долгой.
А
теперь поиграем с водой...
* упражнение "Буря". Ребенок
длительной сильной воздушной струёй вызывает "бурю" на
воде.
* упражнение "Морская
прогулка". Воздушной струёй ребёнок передвигает кораблик по поверхности воды.
Регулирование мышечного тонуса, снятие
напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики:
* положить ладони на воду, почувствовать полное расслабление пальцев.
* погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки.
* погрузить пальцы в воду сжимать и разжимать поочерёдно то мизинец, то
большой палец на одной руке, на обоих руках одновременно.
* погрузить пальцы в воду. и легкими движениями создавать
"волны".
* при выполнении задания пальцами ведущей руки вторая рука обязательно
погружена в тёплую воду.
Развитие
фонематического слуха.
* "Спрячь ручки" Прятать руки в
воду, услышав заданный звук.
* "Два моря" Ребёнок опускает
предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например,
в "Море С" и "Море Ш").
Формирование
слоговой структуры слова
* "Камешки" Ребёнок бросает в
воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает
слово.
* "Исправь
ошибку" Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребёнок анализирует
количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний
камешек.
Словарная
работа.
* "Родные слова" В играх с водой и
при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода,
водичка, наводнение, водяная (мельница)
* "Я делал - я сделал" Глаголы первого
лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: наливаю в чашку -
наливал, лью-лил, поливаю- поливал и т.д.
Совершенствование
грамматического строя речи.
* "Путешествие" В этом игровом
упражнении. как с водой, так и с песком. можно учить правильно употреблять в
речи грамматические категории:
- предлоги ОТ,
К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- приставочные
глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ;
- наречия:
ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
* "Подбери
слово " Ребёнок обнаруживает плавающие по воде различные
предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их
в роде с существительными (рыбка-полосатая, кораблик-легкий, блюдце
пластмассовое).
Связная речь.
* "Что
случилось? " в играх с водой ребёнок составляет
сложноподчинённые предложения (Кораблик перевернулся, потому что была сильная
буря).
* "Придумай
историю - " используя игрушки по выбору, ребёнок
рассказывает реальный случай или придумывает историю.
*
"Рыбка - " выполняя действия с игрушкой в
воде, ребёнок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он
проводит в воде пальцем по частям её тела.
А теперь мы поиграем с песком...
Игры с песком на развитие диафрагмального
дыхания:
* "Выравни
дорогу " От
детской машинки проводится неглубокая канавка. Ребёнок воздушной струёй
выравнивает дорогу перед машинкой.
* "Что под
песком - " Картинка под тонким слоем песка.
сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
*
"Ямка" Ребёнок, плавно, долгой струёй, выдувает ямку в песке.
Развитие фонематического слуха и
восприятия:
* "Спрячь
ручки" Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
* "Слоговые
дорожки" Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
*
"Два города" Под толстым слоем песка
спрятаны предметы, игрушки или картинки с дифференцируемыми звуками.
Ребёнок откапывает их и раскладывает на две группы.
Игры с песком на этапе автоматизации звуков:
* "Заведём
мотор" Произносить звук Р,
проводя указательным пальцем дорожку по песку или рисовать букву Р.
*
"Горочка" Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая
горку.
*
"Дорожка" Произносить заданные слоги, "прошагивая" их
пальчиком.