НАСТАВНИЧЕСТВО
Наставничество организуется на основании приказа руководителя образовательной организации «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в МБДОУ детский сад №21 «Светлячок». Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия приказом руководителя образовательной организации.
Руководитель образовательной организации (ОО): ‒ осуществляет общие руководство и контроль за организацией и реализацией системы наставничества; ‒ издает локальные акты о внедрении и реализации наставничества, принимает Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации, дорожную карту по его реализации и другие документы; ‒ способствует отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их; ‒ организует контакты с различными структурами по проблемам наставничества во внешнем контуре (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве). Организует участие в конференциях, форумах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.; ‒ осуществляет организационное, учебно-методическое, материально- техническое, инфраструктурное обеспечение системы наставничества; ‒ способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества педагогических работников; ‒ создает условия по координации и мониторингу реализации системы наставничества.
Куратор реализации программ наставничества: ведет банк наставников и наставляемых; ‒ организовывает разработку программ наставничества; ‒ осуществляет координацию деятельности по наставничеству; ‒ осуществляет мониторинг эффективности и результативности системы наставничества, формирует итоговый аналитический отчет по внедрению системы наставничества; ‒ организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе на стажировочных площадках образовательных организаций Таштагольского района; Работает в тесном взаимодействии с первичной профсоюзной организацией.
Проектная группа наставников МБДОУ детский сад №21 «Светлячок» (ОО)
Проектная группа наставников: - принимает
участие в разработке локальных актов и иных документов образовательной
организации в сфере наставничества педагогических работников (совместно с
куратором и первичной профсоюзной организацией); - принимает
участие в разработке, апробации и реализации программ наставничества
педагогических работников; - ведет учет сведений о
молодых/начинающих специалистах и иных категориях наставляемых и их
наставниках; помогает подбирать и закреплять пары (группы) наставников и
наставляемых по определенным вопросам (предметное содержание, методика обучения
и воспитания, воспитательная деятельность, организация занятий с воспитанниками
(обучающимися), психолого-педагогическое сопровождение наставляемых и
наставников, работа с родителями, связь с системой дополнительного образования
и т.п.); -
анализирует результаты диагностики профессиональных затруднений и вносит
соответствующие корректировки в программы наставничества; - осуществляет
организационно-педагогическое, учебно-методическое, материально-техническое обеспечение
реализации программ наставничества педагогических работников ОО; - участвует в
мониторинговых и оценочных процедурах хода реализации программ наставничества; - осуществляет
консультационные; - участвует в разработке системы
поощрения (материального и нематериального стимулирования) наставников и
наставляемых.
Индивидуальный образовательный маршрут наставляемого
–долгосрочная
(от трех до пяти лет) образовательная программа профессионального
самосовершенствования педагогического работника в рамках дополнительного
профессионального образования. Индивидуальный образовательный маршрут включает
в себя:
1.
Самоопределение педагога – описание идеального, желаемого образа самого себя
как состоявшегося профессионала в целях предотвращения «слепого» копирования
чужого опыта.
2. Диагностику
достижений, достоинств и личностных ресурсов педагога (научно-теоретические,
нормативные правовые, психолого-педагогические, методические, ИКТ компетенции).
3. Диагностику профессиональных затруднений и дефицитов.
4. Составление
дорожной карты ИОМ
5. Реализацию
дорожной карты (фиксируются достижения педагога по каждому из мероприятий в
виде конкретного педагогического продукта (пакет педагогических диагностик,
методические рекомендации, технологии, методики, разработки занятий, сценарии
воспитательных мероприятий и т.д.), а также отражается субъективное отношение к
достигнутым результатам.
6. Корректировку дорожной карты
(параллельно с ее реализацией) – дополнения и изменения, вносимые в дорожную
карту под влиянием изменений, происходящих в образовании, изменений запросов,
интересов и потребностей самого педагога и участников образовательного
процесса.
7.
Рефлексивный анализ эффективности ИОМ (самооценка как способ обучения,
рефлексия процесса достижения и достигнутых результатов по каждому из
дефицитов, рефлексия степени приближения к желаемому образу педагога-
профессионала).
Наставник руководствоваться требованиями
законодательства РФ, региональными, муниципальными и локальными нормативными
правовыми актами ОО при осуществлении наставнической деятельности. Осуществляет
включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь коллектива,
содействует расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и
на личном примере. Содействует укреплению и повышению уровня
престижности педагогической деятельности, организуя участие в мероприятиях
для молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы,
конференции, форумы и др.). Участвует в
обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью наставляемого,
вносит предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного
воздействия. Рекомендует участие наставляемого
в профессиональных конкурсах, оказывать
всестороннюю поддержку и методическое сопровождение
Наставляемый систематически повышать свой профессиональный уровень. Участвует в составлении программы наставничества педагогических работников; Обращается к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными обязанностями, профессиональной деятельностью. Вносит на рассмотрение предложения по совершенствованию программы наставничества. Реализует мероприятия плана программы наставничества в установленные сроки; Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка ОО. Выполняет указания и рекомендации наставника по исполнению должностных, профессиональных обязанностей. Совершенствует профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей. Устраняет совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения. Учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
Кадровые условия и ресурсы:
Руководитель
и куратор реализации программ
наставничества - заведующий МБДОУ детский сад №21 «Светлячок» (по
совместительству учитель-логопед), Санникова
Ольга Витальевна. Имеет высшую квалификационную категорию,
педагогический стаж более 26 лет, разделяет
ценности отечественной системы образования, приоритетные направления ее
развития. Награждена: медалью «За веру и добро», «За достойное воспитание
детей», Почетной грамотой министерства образования и науки.
Педагог-психолог Кшуева Алёна Анатольевна, в фокусе которого находятся личности
наставника и наставляемого, организация и психологическое сопровождение их
взаимодействия. Высшая
квалификационная категория, педагогический стаж
22 года, награждена Почётной
грамотой департамента образования
и науки Кемеровской области;
Наставник – Донова Дарья Ивановна, имеет подтвержденные результаты педагогической деятельности; - демонстрируют образцы лучших практик преподавания, профессионального взаимодействия с коллегами. Первая квалификационная категория, педагогический стаж 8 лет, награждена Почётной грамотой МКУ «Управление образования Таштагольского муниципального района», Почётной грамотой Администрации Таштагольского муниципального района.
Молодой специалист/наставляемый Чепкасова Ксения Андреевна, инструктор по физической культуре, 19 лет в июне 2022 года закончила ГПОУ «Киселевский педагогический колледж», 1 сентября принята на работу в МБДОУ детский сад №21 «Светлячок» инструктором по физической культуре.
Организационно-методические и
организационно-педагогические условия и ресурсы реализации системы
наставничества в образовательной организации включают: ‒ подготовку локальных
нормативных актов, программ, сопровождающих процесс наставничества
педагогических работников;
‒
оказание консультационной и методической помощи наставникам и наставляемым в
разработке перечня мероприятий дорожной карты по реализации программ
наставничества; ‒ изучение, обобщение и
распространение положительного опыта работы наставников;
‒
координирование деятельности наставников (нормотворческую, учебно-методическую,
информационно-аналитическую деятельность), направленную на поддержку
наставничества педагогических работников в ОО; ‒ осуществление мониторинга результатов
наставнической деятельности.
Материально-технические
условия и ресурсы включают в себя: помещение (спортзал, кабинет заведующего) для
проведения индивидуальных и групповых встреч наставников и наставляемых; ‒
доску объявлений для размещения открытой информации по наставничеству
педагогических работников (в т.ч. электронный ресурс, чат/группа
наставников-наставляемых); интернет; Wi-Fi.
Финансово-экономические условия. Мотивирование и
стимулирование. Стимулирование реализации системы наставничества является
инструментом мотивации и выполняет три функции – экономическую, социальную и
моральную. Материальное (денежное) стимулирование: выплаты компенсационного
характера (молодому специалисту), и выплаты стимулирующего характера
установленные работнику за реализацию наставнической деятельности.
Нематериальные способы стимулирования: - наставническая деятельность может быть
учтена при проведении аттестации, конкурса на занятие вакантной должности
(карьерный рост), выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических
работников, в том числе в качестве членов жюри; – награждение наставников
дипломами/благодарственными письмами (на официальном сайте образовательной
организации, в социальных сетях), представление к награждению.
Психолого-педагогические условия включают меры по созданию атмосферы психологического комфорта и доверия, взаимопомощи и уважения в педагогическом коллективе, которая позволяет предотвратить напряжение и конфликтные ситуации в коллективе, повысить стрессоустойчивость наставников и наставляемых; предотвратить профессионально-личностное выгорание педагогов стажистов, успешно адаптировать молодых/начинающих педагогов в коллективе. Психолого-педагогический ресурс в системе наставничества подразумевает: - широкое использование методик и технологий рефлексивно-ценностного и эмоционально-ценностного отношения к участникам системы наставничества, которые способствуют актуализации глубинных жизненных ресурсов, нередко скрытых от них самих; - формирование психологической готовности наставляемого не копировать чужой, пусть и успешный опыт, а выйти на индивидуальную траекторию, которая поможет сформироваться индивидуальному профессиональному почерку педагога.